Украли идею бизнеса

Материал на тему: "Украли идею бизнеса" с полным объяснением и обоснованием.

5 способов найти разработчика, который не украдет вашу идею

Марк Капчиц, основатель bringo, технологичного сервиса доставки, функционирующего на базе свободных курьеров-кроудсорсеров, рассказал о том, как защитить идею стартапа при сотрудничестве с внешними разработчиками.

В мире технологических (да и не только) стартапов очень большое внимание уделяется идее. Это неудивительно — по-настоящему прорывная идея может стать настоящей «ярдовой» историей. При этом в истории немало случаев, когда отличный проект был реализован вовсе не тем, кто его придумал. Классический пример — Марк Цукерберг создал Facebook, после того как ему предложили поработать над похожим проектом близнецы Винклвоссы. В конечном итоге их практически никто и не знает, а Марк — создатель крупнейшей международной социальной сети и самый молодой миллиардер в мире.

На месте его незадачливых партнеров не хочет оказаться ни один стартапер. Однако, как и в их случае, далеко не все предприниматели обладают навыками программирования или друзьями-разработчиками. Им, так или иначе, придется обращаться к сторонним специалистам, которые помогут реализовать задумку. Но как это сделать так, чтобы получить хороший результат и обезопасить свою идею от кражи? Есть несколько способов.

Соглашение о конфиденциальности (NDA)

Данное соглашение заключается в письменном виде. Предприниматель, как сторона, раскрывающая свою идею, и разработчик (дизайнер, маркетолог, инвестор и т.д.) в качестве принимающей идею стороны договариваются о правах и обязанностях друг друга, которые касаются раскрытия и использования идеи, в частности, в тексте указывается то, кому принадлежат интеллектуальные права на идею или результаты работы. Прописывается в документе способ раскрытия информации (устно или письменно), а ответственность сторон за ее разглашение или самостоятельном использовании в других проектах (и возможные санкции), а также срок действия соглашения, в течение которого стороны не имеют права разглашать данные, описанные в соглашении.

Заключать такие соглашения могут даже люди, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, что на начальном этапе развития стартапа может быть удобно для его основателя.

Однако чтобы оно работало, необходимо потратить время на разработку формулировок и всех положений документа. Кроме того, четко описать идею не всегда легко. Помимо этого, далеко не все разработчики в России любят подписывать лишние бумаги и брать на себя обязательства, поэтому многие специалисты могут просто не захотеть работать при условии подписания NDA.

Пример: в начале развития проекта bringo нужно было найти разработчиков, которые смогли бы разработать платформу и мобильные приложения. Раскрывать идею без подписания NDA на том этапе было не совсем верно с точки зрения бизнеса, однако избалованные спросом московские разработчики не горят желанием что-либо подписывать. После упоминания соглашения о конфиденциальности огромное количество специалистов прощались и отказывались от работы. Найти разработчика, который согласился поставить свою подпись оказалось очень нелегко, на это ушло гораздо больше времени, чем планировалось изначально.

Кроме того, соглашение о конфиденциальности стоит подписывать и с разработчиками, находящимися в штате компании. Недавно Facebook купил компанию, разрабатывающую шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Вдохновителем этого проекта является знаменитый программист Джон Кармак. Спустя некоторое время после сделки с социальной сетью выяснилось, что бывший работодатель Кармака, компания ZeniMax, обвиняет разработчика в присвоении программного обеспечения, с помощью которого работает Oculus Rift. Теперь всем вовлеченным в скандал сторонам не избежать дальнейших разбирательств.

Работа с фрилансерами из своей страны

Важный момент, который не всегда учитывается предпринимателями, желающие защитить свою идею с помощью соглашения о конфиденциальности. Если для реализации этой идеи нанимать разработчика или других специалистов-фрилансеров из-за рубежа (славится сильными программистами, например, Украина), то даже подписи на юридическом документе могут не уберечь от кражи.

Все просто — заказчик и исполнитель находятся в разных правовых полях, и если, скажем, разработчик-иностранец не собирается ехать в страну проживания заказчика, то ему толком нечего бояться. Поэтому нужно всегда стараться работать с профессионалами из своей страны. Помимо юридических преимуществ такой подход имеет и другие плюсы, самый очевидный из которых — с человеком схожего менталитета «поднять» амбициозный проект будет проще. А вероятность найти такого единомышленника среди соотечественников все же выше.

Встречаются и другие методы защиты идеи. В судебных разбирательствах важно доказать тот факт, что конкретный человек начал работать над реализацией идеи раньше другого, а этот второй, подключившись уже в процессе, идею украл. Чтобы получить такое временное доказательство рекомендуют записывать всю информацию, относящуюся к идее, на бумагу или диск, и отправить на собственный адрес в запечатанном конверте. После получения, конверт нельзя вскрывать — он станет важной уликой для суда. Вскроют его, при необходимости, уже в зале заседаний при рассмотрении дела.

Более мощным средством защиты идеи, которая уже находится в стадии реализации, является процедура оформления ноу-хау. Российское законодательство позволяет признавать в качестве ноу-хау сведения, которые имеют потенциальную коммерческую ценность в силу того факта, что остаются неизвестны третьим лицам. Если эти самые третьи лица не имели права на законных основаниях ознакомиться с информацией и в отношении них введен режим коммерческой тайны, то оформление ноу-хау происходит без осложнений. Нарушение вашего секрета производства является серьезным преступлением, которое карается наступлением как административной, так и уголовной ответственности.

Документальное подтверждение того факта, что идея или продукт были реализованы раньше конкурентов действительно может сыграть важную роль в последующих разбирательствах. В интернете можно найти немало примеров того, как надлежащим образом оформленные документы позволяли компаниям выигрывать судебные процессы против конкурентов: интересен случай, когда иск на 300 000 рублей был подан за копирование размещенного на сайте интерактивного калькулятора для расчета стоимости мебельной продукции. Это заявление было удовлетворено.

В мире технологий даже оформление патентов и ноу-хау может не спасти от копирования действительно удачной идеи. К примеру, знаменитый жест pull-to-refresh с помощью которого можно загрузить новые сообщения в мобильных приложениях, просто потянув страницу вниз пальцем, был изобретен и запатентован разработчиком из США по имени Лорен Брихтер. Впоследствии его взяли на работу в Twitter, который купил его проект. При этом ничто не помешало другим технологическим компаниям реализовать pull-to-refresh в своих приложениях (Apple, Pinterest, Instagram и др.). Тем не менее, наличие надлежащим образом оформленных документов может впоследствии принести победу в судебных разбирательствах и значительную компенсацию.

Самостоятельная реализация идеи

В истории множество случаев, когда одинаково гениальные идеи практически одновременно приходили в голову людям на разных концах земного шара, которые никак не могли быть друг с другом знакомы. Крайне высока вероятность, что похожий на ваш проект развиваете не только вы. Не нужно сидеть сложа руки, пытаясь обезопасить свою идею, действуйте. Иначе можно оказаться даже не вторым, а двадцать вторым реализовавшим эту идею.

Для создания компании нужна команда и деньги. Ни то ни другое не возьмется из ниоткуда, люди должны знать, над чем работают, а инвесторы не дадут денег под обещание сделать что-то очень крутое, но «пока не могу сказать, что». С другой стороны — с инвесторами также можно подписать NDA.

[1]

Важно помнить, что придумать идею — это даже не полдела. Создать работающий бизнес, продукт или сервис, который реально решает проблемы людей, очень сложно. На пути будет огромное количество преград и способов провалиться. Поэтому даже если вы вдруг оказались первым, кто реализует конкретную задумку, это никак не гарантирует успех. Смартфон придумали не в Apple, поиск был еще до Google, а Facebook — это далеко не первая социальная сеть. Но именно эти компании вывели продукты на новый уровень. Настоящий предприниматель должен стремиться именно к этому.

Как сказал Марк Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга в фильме «Социальная сеть» на судебном заседании братьям Винклвоссам: «Если бы вы действительно придумали Facebook. Вы бы его и запустили».

Кража идей

Содержание статьи

Результат любого творческого труда или интеллектуальной деятельности охраняется законом. Автор или заказчик имеют право зарегистрировать вновь созданный уникальный объект и установить режим правовой защиты. Это могут быть книги, музыкальные произведения, программное обеспечение и т.д. Можно ли привлечь нарушителя к уголовной ответственности, расскажем в этой статье.

Что такое кража идей с точки зрения закона?

Если гражданин или компания смогли подтвердить свое авторство и уникальность своей идеи или права на заказанный объект интеллектуальной деятельности, после регистрации они приобретают исключительное авторское право. Это позволяет получить законодательную защиту от неправомерного использования чужого творческого труда или попыток присвоить авторство.

Кража чужих идей – это попытка выдать себя за автора произведения или иного результата интеллектуальной деятельности. По ст. 146 УК РФ кража идей называется плагиатом. Для уголовной ответственности нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • необходимо наличие у потерпевшего легальных прав на спорный объект творческого труда, который был украден преступником (наиболее простой вариант – представить охранное свидетельство на авторские права);
  • присвоение авторства карается по УК РФ только в случае причинения крупного ущерба легальному правообладателю (если размер ущерба не признается крупным, наказание последуют по КоАП РФ или ГК РФ);
  • по правилам ст. 146 УК РФ крупный размер устанавливается, если совокупная стоимость тиража или экземпляров произведений либо стоимость авторских прав превышает 100 000 рублей.

Обратите внимание!

Определение размера ущерба происходит в рамках уголовного дела при проведении специализированных экспертиз. Если по заключению эксперта размер ущерба не превысил 100 тыс. рублей, уголовное дело прекращается, а ответственность наступает по КоАП РФ.

Что такое плагиат?

Плагиат (кража чужих идей) является умышленным и противозаконным использованием чужого объекта творческой деятельности. Если для указанных действий права получены по лицензионному договору или иному легальному соглашению, уголовная ответственность не наступает.

Наиболее распространены следующие формы плагиата:

  • попытка присвоить авторство на объект при регистрации прав;
  • присвоение авторства при неправомерном использовании, тиражировании, копировании или воспроизведении чужих творческих объектов (книг, аудиопроизведений, фильмов и т.д.);
  • доведение до иных лиц заведомо ложных сведений об авторстве преступника на чужое творческое произведение.

Обратите внимание!

Ключевым основанием для наказания за плагиат является присвоение авторства. Если нарушения авторских прав (распространение, копирование, воспроизведение и т.д.) происходит без попытки преступника выдать себя за автора, санкции последуют по ч. 2 ст. 146 УК РФ или иным уголовным и административным составам.

[3]

Наказание за кражу идеи

В ч. 1 ст. 146 УК РФ определены следующие карательные санкции за плагиат:

  • наказание в виде штрафа до 200 тыс. рублей либо в размере дохода виновника за период до 18 месяцев;
  • работы обязательного характера на срок до 480 часов;
  • исправительные работы продолжительностью до года;
  • арест на период до шести месяцев.

Тюремное заключение за плагиат законом не предусмотрено. Также нужно учитывать, что кроме уголовных санкций преступник будет обязан в полном объеме возместить ущерб по гражданскому иску. Нелегальный тираж произведений, изъятый в рамках уголовного дела, подлежит уничтожению после вступления приговора в законную силу.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Бесплатно по России: 8 800 350-83-74

Как защитить свою идею?

Доказать факт плагиата возможно только при регистрации авторских прав. Для установления режима правовой защиты автору или заказчику нужно выполнить следующие действия:

  • подготовить заявку и направить документы в авторское общество для подтверждения уникальности результата творческого труда;
  • пройти процедуру экспертной оценки;
  • дождаться внесения сведений о произведении в реестр авторских прав;
  • получить документы об установлении режима правовой охраны.

Если при рассмотрении заявки возник спор об авторских правах, он разбирается в административном или судебном порядке.

Доказать факт плагиата можно и без официальной регистрации авторских прав. Например, ГК РФ признает права автора при нотариальном удостоверении экземпляра (в нотариальном реестре будет указана дата такого способа защиты прав).

В действиях преступника могут устанавливаться и иные формы нарушения. Например, по ч. 2 ст. 146 УК РФ карается нелегальное использование или распоряжение чужими творческими объектами, если размер ущерба превысил 100 тыс. рублей. В этом случае преступник не претендует на признание себя автором произведения, а преследует только корыстные цели.

Потерпевший может взыскать сумму ущерба по гражданскому иску. Для составления иска используются процессуальные материалы уголовного дела, в том числе экспертное заключение о размере ущерба. Правообладатель не вправе требовать передачи ему нелегального тиража произведений, он подлежит конфискации и уничтожению по судебному акту.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Что делать, если у вас украли идею?

Каждый человек, в голове которого родилась идея, обеспокоен не только тем, как её реализовать, но и как сохранить. Однако важно помнить, что авторские права распространяются только на произведение, выраженное в объективной форме. Например, в письменной или устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи. На идеи, даже самые гениальные, авторские права не распространяются (ст. 1259 ГК РФ). Допустим, вы написали книгу, статью или некое музыкальное произведение, создали сайт или уникальную программу ЭВМ, сняли видеоролик или нарисовали картину и вдруг обнаруживаете, что вашим произведением недобросовестно пользуются другие лица, выдавая его за своё. Давайте разберёмся, что же теперь делать и как доказать своё авторство на произведение?

Возникновение авторского права

Автором произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Если на оригинале или экземпляре произведения вы указали себя в качестве автора, вы и будете считаться таковым, пока иное не будет доказано (ст. 1257 ГК РФ).

Вы можете указать и любую другую информацию об авторском праве, которая будет идентифицировать произведение, автора или иного правообладателя, информацию об условиях использования, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. Разместить её также необходимо на оригинале или экземпляре произведения, приложить к нему или сообщить в эфир или по кабелю либо довести произведение до всеобщего сведения (ч.1 ст. 1300 ГК РФ).

Как автор произведения вы получаете целый ряд прав:

1) Исключительное право на произведение.
2) Право авторства.
3) Право автора на имя.
4) Право на неприкосновенность произведения.
5) Право на обнародование произведения.

При этом исключительное право является, так сказать, основным, оно позволяет использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе воспроизводить, распространять, доводить до всеобщего сведения (ст. 1270 ГК РФ). Самим исключительным правом можно распоряжаться, например, продать его или передать в пользование. Тот, кто обладает таким правом, считается правообладателем, и может сообщить об этом, используя знак охраны авторского права – латинской буквы «С» в окружности. Правда, вместе с этим необходимо будет указать своё имя и год первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ). Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать своё произведение. И если запрет отсутствует, это вовсене значит, что согласие (разрешение) – в наличии (ст. 1229 ГК РФ).

В отличие от исключительного права право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Отметим, что исключительное право распространяется как на обнародованное произведение, так и необнародованное, а вот обнародовать или не обнародовать его – ваше право. Вы можете писать «в стол» , но оно всё равно будет охраняться авторским правом (ст. 1256 ГК РФ).

Под обнародованием подразумеваются действия, которые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Например, опубликование в Интернете или в СМИ, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю или любой другой способ. И, если вы заключили договор, например, с издательством, по которому передали своё произведение для использования, считается, что вы согласились его обнародовать (ст. 1268 ГК РФ).

Защита прав на произведение

Конечно, ситуация ситуации рознь, но существуют общие правила защиты авторских прав.

Рассмотрим пример. Допустим, вы – фотограф и являетесь автором и правообладателем ряда фотографий знаменитого музыканта (художника, писателя и пр.). В определённый момент вы обнаруживаете, что другое лицо (организация или гражданин) использовало сделанные вами фотографии в своём материале (например, в журнале, книге или на сайте). Вам необходимо:

Зафиксировать нарушение авторских прав. То есть иметь на руках экземпляр материала, из которого ясно видно, что указанные фотографии в нём использовались. Это может быть, например, журнал или книга. А если фото использовались на интернет-сайте, придётся оформить в нотариальный протокол осмотра до предъявления требований нарушителю. Это необходимо для того, чтобы «не спугнуть» и не заставить его таким образом удалить фото с сайта. Нотариальный протокол осмотра сайта будет являться в суде доказательством использования вашего фото.

Нарушитель может признать или не признать ваши авторские права на произведение. Если он не признает вас автором, правообладателем, вам придётся доказать в суде, что автором произведения являетесь именно вы, и требовать признания права. Авторство может подтверждаться наличием исходного экземпляра произведения, публикацией произведения в различных источниках с указанием имени, в том числе заключённым лицензионным договором или договором об отчуждении исключительных прав. Но учтите, что если вы продали свои исключительные права, то защищать их будет уже новый правообладатель. Поскольку право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы, вы сможете защищать только эти права.

Обратитесь к нарушителю с претензией и требуйте возмещения убытков или компенсации за нарушение авторских прав (ст. ст. 1252, 1301 ГК РФ). Сохраняйте у себя все экземпляры писем, претензий, направленных нарушителю, и его ответы. Если вы ведёте электронную переписку, для признания её доказательством в суде также заручитесь нотариальным протоколом осмотра электронной почты.

Если уладить дела без суда не удалось, обращайтесь в суд. Отсутствие вины будет доказывать нарушитель (ст. 1250 ГК РФ). Не забудьте указать, что никаких договоров по поводу произведения заключено не было: ни договора об отчуждении исключительных прав, ни лицензионного договора на использование произведения.

Что ещё можно потребовать. Защищая свои исключительные права на произведение вы также можете требовать пресечения действий, нарушающих право (например, удаления фото со страницы сайта), изъятия самого материального носителя – журнала или книги, публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (ст. 1252 ГК РФ).

В век конкуренции и стремительно развивающегося бизнеса кражи идей не так уж редки. Они не подлежат охране авторским правом, и форма их выражения у авторов будет разной. Поэтому лучший способ избежать проблем с кражей идей – молчать о них, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут вещественную форму в виде результата интеллектуальной деятельности, который подлежит охране и защищается в судебном порядке.

Украли идею бизнеса

Ну не всем же быть креативными. Придумывать что-нибудь эдакое. Cпособы развить креативность есть. Только это сложно и долго. А создать бизнес хочется прямо сейчас. Выход — воруем идею. Говоря культурно, создаем реплику. Прием не нов, но работает.

В 90-х три брата из Германии посетили американский стартап AuctionWeb. Им понравилась бизнес-модель и в марте 1999 они запустили в Европе аналогичный проект — Alando. Уже в июне 1999 AuctionWeb, к тому времени сменивший имя на eBay, купил Alando за $50 млн.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ладно, повезло. Бум доткомов.

Эти же братья в январе 2010 г. запустили проект CityDeal, реплику Groupon. Через пять месяцев CityDeal охватывал 80 городов и более 1 млн пользователей. В том же году Groupon купил проект за девятизначную сумму. В промежутках братья тоже не отдыхали. В 2015 Financial Times назвала их фонд Rocket Internet самой ценной технологической компанией Европы.

В общем — реплики могут быть стратегией, а не просто отдельными успешными сделками. Причина — компаниям из США на старте выгоднее развиваться на домашнем рынке. Только сняв сливки, они задумываются о географической экспансии. И если в других странах к тому времени появилась популярная реплика — им проще купить ее.

Копировать имеет смысл идеи, не требующие специализированных активов, бренда, опыта менеджмента, якорных контрактов и т.п. А главное — делать все очень-очень быстро. В запасе примерно год до того, как у оригинала дойдут руки до нашего географического сегмента.

Самые актуальные посты — в моем Telegram-канале «Психология Маркетинга»

“Она украла у меня идею!” Несколько историй о воровстве, заимствовании и вдохновении

Раньше всё было просто. Как в школе. Готовиться к поступлению в университет – хорошо. Курить у крыльца школы – плохо.

Потом всё запуталось и я всё ждала, когда же распутается и встанет на свои места. Но ничего не распутывалось, а становилось только сложнее.

Так я и пишу этот пост про воровство, заимствование и переработку чужих идей в собственные – в конце не будет глубокомысленных заключений и выводов, хотя если бы они были, мне было бы проще.

Лет 10 назад в моду вошли широкие брюки из парусиновой ткани с карманами по бокам. Моя сестра, мастер отыскивать в магазинах хорошие вещи по неприлично низким ценам, прикупила такие брюки в ближайшем торговом центре и щеголяя пришла в них на работу. Это были те времена, когда одежды было немного и каждая новинка в гардеробе замечалась коллегами. Моя сестра получила свой день комплиментов. Скрывать что-то было глупо, поэтому на вопрос «Где такие отхватила?» она рассказывала про недорогой магазинчик.

Не прошло и недели, как секретарь на работе моей сестры пришла… в абсолютно таких же брюках. Тот же цвет, пуговицы ровно на тех же местах.

Сейчас, конечно, сложно поверить, что штаны а-ля жилетка Вассермана могут хорошо смотреться, но брючки сидели на секретаре очень даже неплохо. И даже несмотря на это… рабочий коллектив растерялся и не знал, что и сказать. На неловкий вопрос: «Это же, кажется, такие же брюки как у Саши?» секретарь, не моргнув глазом, ответила, что нет, они у нее давно на полке лежали, просто она только сейчас решила их надеть.

Снимайся этот момент в эпизоде какого-то сериала, сестра моя должна была бы тут вцепиться обидчице в волосы. Но это была жизнь, поэтому драки не было. В волосы никто никому не цеплялся, но адресами магазинов сестра делиться перестала.

А я после того, как услышала эту историю, поняла – так делать нельзя. Воровать идеи, выдавать их за свои и притворяться, что ты ни при чём – плохо.

Прошло несколько лет. Мы с моей подругой и сестрой – хотя в этой истории она не играет роль, но поскольку она там была, я не могу её не упомянуть – поехали в Нью-Йорк встречать Новый год. Одним из обязательных пунктов программы было посещение магазина товаров для скрапбукинга.

В России это хобби только зарождалось, купить материалы, а уж тем более инструменты, было невозможно, поэтому огромный супермаркет товаров для творчества был для меня чем-то вроде Шоколадной фабрики Вилли Вонки.

У меня кружилась голова от стеллажей наклеек, полок цветной бумаги до самого потолка, корзин с фигурными ножницами. Я старалась сосредоточиться на бюджете, который предусмотрительно ограничила перед входом в магазин.

Моя подруга шла за мной и спрашивала: «Ой, а что это за альбом ты взяла себе? Скажи, а можно я за тобой всё повторю и возьму себе такой же только другого цвета? Нужна бумага ещё и наклейки? Я тогда вот эти возьму, из той же коллекции, что и у тебя?»

Когда мы вернулись в Россию, подруга сделала свой альбом с фотографиями и, показывая его друзьям, всегда говорила: «Это я всё у Вари научилась».

Долгое время мне казалось, что в этом и есть решение того, как нужно заимствовать идеи. Спрашивать разрешения, говорить спасибо и указывать источник. Это хорошо.

Я писала посты про то, кем я вдохновляюсь и кому завидую, читала и советовала всем книгу «Кради как художник».

[2]

Но потом всё запуталось.

Я начала заниматься своим делом, в моей жизни стало всё больше творчества, а вокруг стало появляться всё больше тех, кто заимствовал идеи у меня.

То, что мне говорили «Знаешь, ты меня так вдохновляешь!», не мешало неприятному чувству когда я слышала от других «У неё рассылка такая же, как у тебя. Там твои словечки и фразы. Я только на середине письма поняла, что это письмо не от тебя».

С другой стороны, я видела и немало совпадений, которые абсолютно точно не были срежиссированы.

Буквально на прошлой неделе я придумала текст письма с историей, который почти выслала своим подписчикам. Я вовремя увидела, что ровно эту же историю по тому же поводу рассказала у себя на фейсбук страничке Лена Резанова. Мне пришлось придумывать новую идею рассылки, а ведь если бы я неосторожно нажала кнопку «отправить», то это точно выглядело бы как то, что я бессовестно слизала историю.

В своей книге “Big Magic” Элизабет Гилберт рассказывает о том, как она писала книгу, но так и не довела дело до конца. А потом книгу с практически таким же сюжетом написала её подруга. Вместо того, чтобы посчитать подругу воровкой или себя неудачницей, от которой сбегают сюжеты книг, Лиз восприняла это как знак того, что «идеи на самом деле живые, они перемещаются от одной души к другой и ищут того человека, который свободен для того, чтобы воплотить их в жизнь».

И тут у меня нет никакого ответа и философского вывода. Я поняла только, что нет того, что однозначно хорошо и что плохо.

Нет правил, как можно заимствовать чужие идеи и в какой момент это становится воровством. Есть, пожалуй, только вопросы к себе: почему меня это задевает и что я могу сделать для того, чтобы внутри меня было больше гармонии.

Как защитить идею от копирования конкурентами

Александра Стельмахова, эксперт по маркетингу и коммуникациям, о краже идей, краткой жизни стартапов и способах защиты своего продукта

Копирование в мире

В мире постоянно кто-то у кого-то заимствует идеи. Все, что угодно, от обертки шоколада до функционала и названия. Пожалуй, самый известный современный плагиат — это история близнецов Уинклвосс, которые учились с Марком Цукербергом и обратились к нему, желая создать социальную сеть Гарварда. Пока Марк работал над проектом, к нему пришла идея Facebook, и он прекратил выдачу каких-либо идей или обновлений, пока не создал собственную платформу. Можно ли назвать успех Фейсбук кражей идеи? Сложно сказать, но суд постановил выплатить братьям неустойку более $100 млн, которые они сегодня успешно вложили в биткоины.

В Украине копирование — тоже распространенное явление. По данным Антимонопольного комитета Украины, в 2016-2017 году копирование товарных знаков выросло в стране на 25%. Правда, касается это пока алкоголя, лекарств, автохимии и продуктов питания. Количество украденных идей на этапе стартапа в стране попросту не регистрируется, поскольку часто настоящие авторы идеи, увидев на рынке дешевую имитацию, просто переключаются на какой-то другой проект.

Побеждает ли глупость?

Впрочем, есть одно утешение — украденный проект не будет долго жить, если скопировал его самоуверенный новичок, без нужного экспертного опыта. Так, по подсчетам Startup Genome Report, выживают только 8% стартапов, 50% закрываются в течение 5 лет. И это — верная статистика для многих стран. Украина — не исключение. Причина зачастую — переоценка собственных сил и излишняя самоуверенность, граничащая с глупостью. Как это происходит, описывает интересная кривая — Эффект Даннинга-Крюгера о завышенных способностях.

Очень многие начинающие бизнесмены видят себя в верхней части кривой. У них мало опыта, много «каши» в голове, но зато придуманная уверенность в себе. Их нельзя переубедить чаще всего в силу низкой компетенции и высокого самомнения. Такие предприниматели действительно часто «первыми» выходят на рынок, но редко становятся первыми по эффективности бизнеса.

В чем плюсы и минусы копирования?

Из минусов стоит отметить, что для новой аудитории плагиат проекта может не сработать. Люди могут сравнивать с самым первым оригиналом, ведь копий может быть и несколько. Также невозможно скопировать проект полностью — то есть перенять и опыт, и команду, и креатив.

Из плюсов вкратце очевидно то, что когда уже есть лояльная аудитория, можно проанализировать все ошибки оригинала и подумать над улучшением продукта.

Как можно защитить идею

Юридических способов защитить идею несколько. Они разные по трудозатратам, финансовым затратам и эффективности. Их можно применять как по отдельности, так и сочетая друг с другом. Защита в Укрпатенте для ИТ-сферы основывается на таких трех действиях:

  1. Регистрация товарного знака
  2. Получение патента на компьютерную систему (ПО)
  3. Авторские права на исходный код или дизайн (два авторских права)

Можно долго говорить о способах защиты, коммерческой тайне или соглашениях с инвесторами. Все равно на этапе поиска финансирования, компания-стартап использует «нетворкинг» — все общаются со всеми в поисках вариантов решений. Чаще всего в этот момент и происходит утечка информации, и в то время, когда готовиться супер-технологичный проект, а кто-то другой уже вывел свою «недоделку» на рынок. В айти даже существуют такие термины как «насмотренность», а также специальные комьюнити, где компании отслеживают последние тенденции и думают, что, у кого и как скопировать. Когда автор идеи хочет ее реализовать, он первым делом смотрит, что есть на рынке и читает и пролистывает все, что возможно и хоть как-то может быть связано с его идеей, чтобы получить больше информации. И это, в общем, нормальный процесс развития и обучения.

Как все же защитить идею? Лучший способ ее защитить — воплотить в жизнь как можно быстрее и как можно профессиональнее. Скорость и качество реализации будут играть решающую роль. Поэтому, даже если идею скопировали и выпустили на рынок как продукт, который получился «сырым» и недоделанным, расстраиваться не стоит — с большей вероятностью выживут в конкурентной борьбе команды, адекватно оценивающие свои компетенции и риски. Ведь Фейсбук — не первая социальная сеть, а Айфон — далеко не первый смартфон.

Уоррен Баффет пришел к замечательной формулировке жизненного цикла любой хорошей идеи. Он произнес, что инноваторы обнаруживают возможности и создают ценность, затем приходят имитаторы, которые копируют. Иногда они улучшают идеи, но часто делают ее хуже. Последними приходят идиоты, жадность которых подрывает инновацию. В конце хочется задать вопрос agile сообществу: есть ли опасность того, что мы позволяем окружать себя большим количеством имитаторов и идиотов?

Секретная школа бизнеса

Бизнес-консалтинг, тренинги и курсы для достижения успеха.

Украли идею: Или для чего делают дешёвые тренинги!

Жизнь очень забавная штука! Особенно в тех случаях, когда загораешься какой-либо идеей, но не спешишь её реализовывать порой в силу слабого представления способов её реализации, порой из-за недостатка времени на её реализацию, а порой и из-за банального недостатка финансов на её воплощение. И в этот момент эта идея, особенно если о ней намекнуть тому, у кого есть всё для её реализации, просто утекает к другим и они её прекрасно реализуют не делясь с тем, кто эту идею им подкинул.

Так произошло и с одним, очень близким мне человеком. Идея просто горела в ней, она требовала мгновенной реализации, но не было времени и наблюдался недостаток в финансовом исчислении для её быстрого старта. Пару месяцев назад она взяла курс у одного очень известного тренера, у которого была своя онлайн-школа и большой опыт в реализации подобных проектов, и на одном из занятий было задание рассказать о своём проекте для его обсуждения. Ну, о задумке было рассказано всё как на духу, в надежде на помощь и подсказку. Что в итоге вышло? Да всё элементарно! Этот тренер быстро приостановил все свои проекты и самостоятельно принялся реализовывать проект моей знакомой, даже не взяв её в команду, а просто и банально своровав идею. И таких “тренеров” большинство!

И к чему же мы приходим в связи с такой ситуацией? Да к тому, что таким тренерам доверять совершенно нельзя! У них нет идей! У них нет искры! У них нет чести! А банальная еврейская прихватизация чужого, что пока ещё не используется. Не доверяйте им свои секреты и планы! Эти тренеры стоят либо дорого и у них реально есть собственные идеи, либо они делают дешёвые тренинги, только ради того, чтобы с ними поделились идеями и всё!

Нормальному тренеру нет смысла спрашивать у вас ваши идеи, у них всё построено на том, чтобы сделать Вас и ваш бизнес лучшим, а не допрашивать о тонкостях!

Лет 5 назад я ездила вместе с Владимиром Кусакиным в Махачкалу. Пока он читал семинар, я бродила по этому прекрасному городу. Что интересно, он мне показался одной большой стройкой. А самым популярным обьявлением, которое я видела и на заборах, и на проезжавших машинах, и в окнах домов, было: «Натяжные потолки!» Такое ощущение было, что если они все хором возьмутся за работу, то затянут не только потолки, но и все небо над этой прекрасной горной страной.

Видно у кого-то хорошо пошел этот бизнес и стал тут же бесконечно копироваться всеми кому не лень. А так как входной порог у него не так уж и велик, то он тут же обогнал предыдущего лидера рынка. Перед этим все, кто мог себе это позволить, занимались открытием бензоколонок. Реально, я ни в одном другом городе не видела такого количества заправок на душу населения. Говорят, в Грозном еще круче, но мы туда не доехали!

Сегодняшняя статья нашего постоянного партнера Аллы Борисовны Милютиной, владелицы аудиторской компании «A. White & G. Hedges Audit», о том, как защитить свой бизнес от копирования, реально ли это и всегда ли это необходимо.

Кусакина Мария,
BusinessForward
____________________________________
Украсть идею!
Персонал хочет украсть бизнес. Что делать?

Любой бизнес-тренер скажет вам, что проще всего открыть свой бизнес, скопировав чужую успешную идею. Воспользуйтесь хорошей волной! Юрий Мороз, например, рекомендует всем молодым людям, желаюшим открыть свое дело, найти предпринимателей, которые согласятся взять вас на работу без оплаты, но при этом разрешат все время находиться рядом. И перенимая их опыт и умение вести дела, вы научитесь повторять действия, приводящие к успеху.

Да, наверное, это так. Только не получится ли, что вы вырастите себе достойного конкурента? Где гарантия, что набравшись ума-разума, ученик-стажер откроет действительно свой новый бизнес, а не продублирует ваш? От дублирования никто не застрахован, но особенно обидно, если этот бизнес открывает выращенный вами управленческий кадр, пополняя ряды конкурентов.

Кража идей бизнеса

Недавно один стартап из акселерационной программы ФРИИ заявил о новом функционале, но старый игрок с рынка быстрее реализовал эти идеи и сказал, что стартап довыступался и теперь может закрываться, так как все новации этот игрок уже внедрил. Имена не упоминаю.

Я попросил главу ФРИИ Кирилла Варламова прокомментировать проблему кражи идей у компаний, которые публично заявляют о своих идеях на начальной стадии, в частности, участвуя в акселерационной программе ФРИИ.

Ответ Кирилла Варламова:

Я примерно представляю, о чём вы говорите. Считаю, что случай связан с самопиаром.

Если вы выходите на рынок с идеей, начинаете её продвигать, она всё равно становится известной рынку. Если вы долго пишите суперфункционал и потом сразу его выносите на рынок — вам кто угодно на рынке скажет— это в целом неправильный посыл. Так не делается. Вы всё равно ходите и тестируете идею. Спрашиваете у клиентов. Это вам нравится? А это вы будете покупать?

Не бывает так, чтобы полтора года разрабатывать какой-то большой функционал, а потом выйти с ним на рынок и вдруг сразу завоевать рынок. Это неправда. Всё равно его тестируете.

Пытаться красть идеи у догоняющих команд? Наверное, на каком-то промежутке времени это может быть успешной стратегией, но в целом это путь в никуда. Если вы постоянно мечетесь и пытаетесь какие-то идеи собрать с рынка, то в конечном итоге вы распылите свои усилия по рынку и сделаете продукт, который будет нужен всем и одновременно никому. Предположение о том, что можно украсть идею и сделать из неё бизнес, неправильное. Устойчивое есть мнение у инвесторов и компаний, что идея ничего не стоит, без команды, без реализации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Любая идея проходит огромное количество преобразований. Вы приходите с одним продуктом. Завтра у вас может другая модель продаж. Послезавтра у вас может быть совершенно другой продукт. И это всё очень быстро изменяется. В итоге то, что вы продаёте и то, как вы продаете, как вы продвигаете продукт, примерно раз 10-15 минимум меняется, по сравнению с тем, как придумывали поначалу. И это так работает. Если какую-то конкретную идею украли, то это скорее исключение из правил. Поэтому сказать, что плохо, когда проекты попадают под свет и у них начинают тырить идеи — мягко говоря, не состоятельная позиция.

Источники


  1. И.Н. Олейникова Деньги. Кредит. Банки / И.Н. Олейникова. — М.: Магистр, 2008. — 512 c.

  2. Тепляков, А. Б. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с товарами / А.Б. Тепляков. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. — 384 c.

  3. Бабич, А. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: Юнити-Дана, 2016. — 688 c.
Украли идею бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here